«Косметологи и врачи». Каждый раз коробит, когда встречаю подобный нарратив, а он распространён повсеместно, причём, транслируется даже профессиональным сообществом тоже.
Действительно, зачем специалисту, который вводит в лицо и тело разные препараты, имплантирует нити, облучает всякими сложными приборами, зачем ему/ей нормальная и топографическая анатомия, нормальная и патологическая физиология, общая и биохимия, физика, терапия, инфекционные болезни, фармакология, психиатрия и т.д. …. Зачем?
Всегда в этом контексте вспоминаю случай в ординатуре, когда девушке посоветовали в салоне красоты «подсушить «прыщи» ультрафиолетом» и усугубили дискоидную волчанку! Мало того, что ей становилось все хуже, а она продолжала настойчиво «кварцеваться», не зная свой диагноз, она забеременела и начался системный процесс…
Когда она узнала настоящий диагноз шёл 5 месяц беременности. Человеку сломали жизнь.
Да, и пациентам с вульгарными угрями, которых годами «лечат чисточками», тоже можно испортить жизнь…
Бывают ли плохо образованные дерматологи, не думающие, со слабыми навыками? Конечно!
Но и специалисты по инъекционной косметологии без образования, зато с думающей головой и прекрасно отточенными навыками, тоже встречаются!
И точно - гораздо больше встречается пациентов, игнорирующих назначения врачей из-за отсутствия уважения.
Часто тех же пациентов с угрями годами нужно уговаривать на терапию системными ретиноидами, а пациентов с мимическими морщинами приходится буквально уламывать использовать ботулотоксин, долго объясняя фармакологическое действие препарата, что сложно понять без профильного образования.
В итоге так и множатся недовольные результатом пациенты.
«Мне не помогли, мне стало хуже»
Но если пациент не хочет лечиться или даже врёт, скрывает данные анамнеза, бегает по разным специалистам без согласования назначений, то откуда будет хороший результат?
А ещё всё чаще пациенты стали доверять «бьюти-блоггерам» из-за убеждения, что врачи всегда преследуют выгоду и продавливают свои меркантильные интересы, и лишь мнение случайной необразованной девочки - независимое. Хотя именно блогеры, аффилированны с компаниями, нуждающимися в таргетированной рекламе, и не несут никакой личной ответственности перед пациентами, не отвечают за качество продукта, в отличие от врачей.
Блоггеры даже не являются экспертами и транслируют лишь индивидуальное мнение, никак не связанное с доказательной медициной.
Возможно, в формировании такого пренебрежительного отношения к косметологам сыграла роль необходимость самопиара, а значит навязывания услуг.
Плюс СМИ нагнетают страхи и множат заблуждения в погоне за рейтингами, ведь, информация про «как/кому испортили лицо и тело» вызывает больший интерес у аудитории, чем достижения в области астрофизики, например.
И в итоге врачи эстетической медицины и в соц.сетях должны показать свои результаты, и на приеме должны рассказать подробно о процессе и перспективах, и дать гарантии. Иногда эти «танцы с бубном» доходят до абсурда с оправданиями за все увиденное в телевизоре и прочитанное в интернете.
И это все должен человек, который
👉🏻 закончил медицинский вуз, соответственно стал врачом общей практики ( тем самым терапевтом, выписывающим «таблетки от всего»),
👉🏻 потом прошёл ординатуру по кожным заболеваниям ( из-за, которой всю дорогу некоторые норовят отправить фото письки с уверенностью, что это по твоей части),
👉🏻 а потом минимум полгода проходил повышение квалификации по косметологии для врачей-дерматологов, но в действительности все стажировки на начальном этапе могут занимать и год и 2.
Это огромный путь, где в результате способен вырасти уникальный врач, который
👉🏻 анализирует все данные о пациенте, направляет к смежным специалистам с подозрением на предварительные сопутствующие диагнозы, назначает план лечения по окончательным диагнозам в рамках своей специализации, выявляет группы риска, в том числе по психиатрической симптоматике;
👉🏻 выполняет все процедуры аппаратной и инъекционной косметологии, в том числе из самых базовых и важных: имплантация филлеров, ботулинотерапия, имплантация нитей;
👉🏻 осуществляет контроль лечения в динамике, при необходимости лечит осложнения;
👉🏻 осуществляет, как лечение патологий кожи, так и состояний конвенциональной нормы ( например, «широкие поры» - это не диагноз, это вариант нормы, но запрос на исправление этого нюанса стабилен);
👉🏻 осуществляет реабилитацию пациентов после пластической хирургии и подготовку к операциям, в том числе психологическую.
И теперь самое неожиданное в списке, чем не занимаются другие врачи вне эстетической медицины:
👉🏻 личный контроль качества препаратов и аппаратов
Например, врач-косметолог прекрасно понимает почему филлер, где в составе полиакриламид, категорически нельзя использовать, даже несмотря на прельщающе низкую стоимость, знает, у каких препаратов есть официальные дистрибьюторы, а какие являются непросто контрабандой, а опасной для здоровья подделкой, какие производители являются ненадёжными, где нет контроля качества на производстве и есть резонансные случаи осложнений.
👉🏻 маркетинг
В эстетической медицине основной источник пациентов - это репутация и известность, сформированные лично врачом, держится это на качестве оказанной помощи и знаниях прежде всего, но без инструментов продвижения даже самый прекрасный доктор остаётся просто не замеченным.
Создать из себя бренд - это необходимость, в которой заинтересован исключительно только сам специалист,а значит такой навык является частью профессии, но приятнее было бы просто качественно работать, а не выдавливать из себя энтузиазм в очередной сториз.
👉🏻 постоянная обратная связь с пациентом, 24/7 и личная ответственность за результат.
И, вот, к специалистами с подобным багажом знаний, навыков и опыта приходят пациенты, которые
🙀 сами назначают себе процедуры и препараты, потому что начитались ерунды или наслышались советов от дилетантов;
🙀 требуют той скорости, качества и простоты в достижении результата, которые больше характерны для покупки нового платья, нежели для лечения живого организма, в котором ходили лет 50, портили, изнашивали его всячески и даже откровенно вредили;
🙀 и, конечно, все хотят получить максимально качественное и надёжное за дёшево, поэтому особенной популярностью пользуются экстремально опасные, но зато очень дешёвые решения в немыслимых условиях и самых неприспособленных руках;
Так нужно ли менять отношение к врачам-косметологам и выводить их из парадигмы потребительства и «сферы услуг»?
Безусловно!
А нужно ли, чтобы врачи доказывали свою компетенцию и постоянно навязывали услуги, повышающие качество жизни пациента, выводящие его на новый уровень социальной прослойки?
Вопрос открытый.
А может ли даже самый лучший и опытный врач дать осложнение?
Конечно!
Но для этого и обретаются знания и опыт, чтобы в дальнейшем сделать все от себя зависящее для профилактики и лечения осложнений.